Previous Entry Share Next Entry
про ученья
ladypike
Этот год - год жадной и хаотичной учебы. Вообще, через 30 лет после начала своей ученической жизни я кое-что для себя про учебу поняла и решила. Удивительное рядом.

Любой учебный курс (даже если речь идет о высшей школе) предъявляется и воспринимается как некое постепенное восхождение, или как накопление: вот ты видел мало, теперь видишь много, вот у тебя было чуть-чуть, а вот ты и разбогател. Стоило, конечно, проучиться 30 лет в разных учреждениях и системах, чтобы слегка отвлечься от этих метафор.
Адекватнее всего для меня образ какой-нибудь тренажерки или плавания: пока шевелишься, ты в форме и на плаву, а когда перестал - сдулся и утоп. Бэкграунд не гарантирует тебе успехов в будущем. В лучшем случае, как-то поддерживает тебя в настоящем.

"Быть образованным" в моем случае - это быть самостоятельным. И до этой самостоятельности я догребла только сейчас. Я с большим доверием до недавнего времени относилась к готовым решениям. Но сейчас (проучившись год в магистратуре и самостоятельно пробарахтавшись 3 месяца среди множества виртуальных классных комнат), я понимаю, что образование - это умение выстроить собственную программу обучения, для самой себя. А также понимание того, что она может в любой момент измениться. А ещё важным оказывается умение отказаться от какого-то пути и умение пережить паузу. Часто бывает непонятно, что делать. Еще чаще бывает непонятно зачем. И вот эти периоды серого затишья надо уметь переживать без паники. Паника отнимает много сил. Этой осенью я много паниковала. Много болела, напрягалась и паниковала. Некоторые цельные учебные программы проплывали мимо меня, потому что я не могла вовремя присоединиться, встроиться, отчитаться.

А еще важна вот какая штука. Учиться надо на фоне какой-то работы. Чтобы это было связано, чтобы одно питало другое. У меня учебных интересов несколько и работ несколько (и это стало меня утомлять). и тем не менее, на фоне того, что называют "практикой" ученья процветают и оформляются. Но тут опять-таки важно сохранить баланс и не отказываться от учебной импровизации и праздного любопытства совсем.

?

Log in